Круглый стол

27 сентября 2018 года в Центре защиты прав человека по адресу: г.Воронеж, ул.Пушкинская, 12 прошел круглый стол на тему: «Соблюдение правила 90/180. Виды легализации в РФ, НРЯ - как альтернатива», организованный нашей организацией "Центр социально-правовой поддержки переселенцев «Искусство Жить» совместно с уполномоченным по правам человека в Воронежской области. Мероприятие прошло в рамках реализации проекта «Кто владеет информацией, тот владеет ситуацией»* и было направлено на оказание информационно-правовой поддержки мигрантам на территории Воронежской области. 

В работе стола приняли участие уполномоченный по правам человека в Воронежской области, представители УВМ ГУ МВД РФ по Воронежской области, Национальной палаты Воронежской области, общественных организаций и социально ориентированных НКО.

Встреча была ориентирована на совершенствование взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти в решении вопросов реализации миграционного законодательства и правового просвещения иностранных граждан и выработку предложений по улучшению качества оказания государственных услуг в сфере миграции. 

Основные вопросы, затронутые на круглом столе: 

Что такое правило 90/180, как оно работает. На кого не распространяется, почему нельзя делать «въезд-выезд». 
Предоставление убежища в РФ иностранцам: способы получения, продление. 
Что такое РВП, как получить квоту. 
Процедура оформления статуса носителя русского языка (НРЯ).

После вступления в действие поправки в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о возможности законного пребывания иностранного гражданина на территории России лишь в течение 90 дней из каждых 180 единственной возможностью законного пребывания ИГ и ЛБГ свыше 90 дней стало проблематичным. Особенно речь идёт о наших соотечественниках, прибывших с территории боевых действий.

С июня 2017 года схема получения гражданства: ВУ-ПП-РВП-гражданство перестала работать. При подаче документов на ВУ более 50% отказов. Стать участником госпрограммы стало достаточно сложно, ужесточены критерии отбора. Для подачи документов на РВП необходимы основания, например рождение в РСФССР; наличие родителей-пенсионеров, граждан РФ или супругов и т.п.) если оснований нет, то необходима квота. Квоты выделяются 1 раз в квартал, их количество ограничено и составляет на 2018 всего 2300 шт. По статистике, количество иностранных граждан, желающих жить в России составляет более 19000 человек. 

В связи с такой сложной ситуацией процесс легального пребывания наших соотечественников существенно усложняется. Поэтому в качестве альтернативы было предложено обратить внимание на новый статус - Носитель Русского Языка(НРЯ). Упрощенный порядок получения российского гражданства через НРЯ остается не совсем понятной для соотечествеников процедурой в плане механизма ее реализации. В начале этого годы вступили с силу поправки в законодательство, значительно упрощающие порядок получения гражданства РФ носителям русского языка – гражданам Украины. О порядке подачи документов и прохождения процедуры получения вида на жительства, а впоследствии гражданства РФ иностранными гражданами, признанными носителями русского языка, было подробно рассказано представителем УВМ ГУ МВД РФ по Воронежской области.

При обсуждении способов и механизмов «легализации» иностранных граждан в РФ основной акцент был сделан на необходимость разъяснения нашим соотечественникам главного требования действующего миграционного законодательства – обращения в управление по вопросам миграции в течение срока действия миграционного учета. Лица, нарушившие данное требование, переходят в разряд нарушителей и подлежат административной ответственности вплоть до выдворения и запрета на последующий въезд в РФ в течение длительного срока. 

Кроме того обсуждались проблемы, подлежащие разрешению как на уровне взаимодействия с органами власти, так и требующие разрешения на законодательном уровне.

Этот круглый стол положил начало серии подобных встреч на площадке уполномоченного по правам человека в Воронежской области, которые будут посвящены проблемам, касающимся трудовых мигрантов, участников Программы добровольного переселения соотечественников, а также лиц, получивших временное убежище в РФ.

*проект реализуется в рамках Президентского Гранта.